В 2011 году ГОУ СПО "Валуйский колледж" отметил 100-летний юбилей

Пять лет назад на страницах журнала «Специалист», в канун 95-летия Валуйского педагогического училища, мы рассказывали о непростой истории развития образовательного учреждения, которое прошло путь от педагогических курсов, основанных в 1911 году Уездным земством, до педагогического колледжа. Пять лет пролетели незаметно, но многое изменилось, намечены новые пути развития теперь уже молодого современного образовательного учреждения «Валуйский колледж», педагогическому отделению которого в феврале 2011 года исполнилось 100 лет.

В настоящее время ГБОУ СПО «Валуйский колледж» это современное образовательное учреждение, обеспечивающее не только непрерывность педагогического образования учителей юго-востока области, но и единственное в области образовательное учреждение, которое готовит специалистов для системы образования, здравоохранения, открыты специальности социальная работа и фармация.

За 100 лет существования, педагогическое отделение подготовило более 18 тысяч специалистов для системы образования. В настоящее время интеграция колледж – вуз обеспечивает подготовку специалистов, которые обладают как практическими навыками работы с детьми и подростками, так и теоретическими знаниями. Подготовкой будущих педагогов занимается высококвалифицированный педагогический коллектив, 65% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, 25 – имеют различные правительственные награды. Работая в режиме развития, педагогический коллектив выбрал инновационные направления деятельности образовательного учреждения, реализация которых помогла добиться значительных результатов.

1 инновационное направление – совершенствование учебно-воспитательной системы путем внедрения достижений гуманистической педагогики, направленных на формирование духовно-нравственного потенциала студентов, сохранение их физического и психического здоровья. Это: совершенно новая социокультурная среда, эстетическое оформление учебных помещений и зон отдыха, внедрение активных форм обучения, переход от традиционной системы обучения к системе сотрудничества, самостоятельности, совместной деятельности. Это максимальная занятость студентов во внеурочное время в соответствии с их способностями и профессиональными интересами.

2 направление – создание единой информационной образовательной среды; информатизация образовательного процесса. Это: свободный доступ ко всем образовательным ресурсам, разработка и апробация электронных пособий. Валуйский колледж участвует в совместном эксперименте с БелРИПКППС, с преподавателями Белгородского и Воронежского университета, начинаем экспериментальную деятельность по интеграции дисциплин и разработки проектов.

3 направление – внедрение технологий модульного обучения, что позволяет в большей степени, чем классно-урочная система формировать необходимые будущим специалистам профессиональные и социальные компетенции.

4 направление – повышение качества научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Это: участие в совместных исследовательских проектах и конкурсах, работа научных и проблемных групп и кружков, ежегодное проведение областных конференций. Всё это позволило колледжу занять второе место в областном конкурсе социально-экономического развития среди 26 средних специальных образовательных учреждений Белгородской области.

Реализация этих и многих других инновационных направлений привело к созданию новой социокультурной образовательной среды, обеспечивающей уровень подготовки специалистов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на основе системного подхода и индивидуальных технологий управления образовательным процессом. Изменения, происходящие в структуре и содержании образования, создали необходимость находить новые подходы и применять новые технологии и в управлении образовательным учреждением, решая целый комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, нравственных проблем, видеть разные способы решения поставленных управленческих задач:

  • экономической – выполнение возложенных на персонал функций при экономии труда и сокращении материальных и финансовых затрат;
  • психофизиологической – обеспечение сохранения здоровья работников, их деятельной и устойчивой работоспособности, поддержание нормального психологического климата в коллективе;
  • социальной – обеспечение содержательности, привлекательности и престижности труда, более полное использование творческого потенциала работников.

В колледже действует четкая структура управления, в которой кроме руководителя образовательного учреждения, огромная роль принадлежит трудовому коллективу, совету колледжа, органам самоуправления и другим управленческим единицам. Реализация проекта «Совет колледжа как главный руководящий орган», позволила делегировать полномочия и создать такие руководящие структуры как «Служба диагностики и мониторинга», «Центр инновационных технологий», «Информационный центр», «Центр развития творческого потенциала преподавателей и студентов», студенческий совет и студенческое научное общество. Эти и другие формы организации системы внутриколледжного управления обогащают содержание социального партнерства, укрепляют традиции, способствуют взаимопониманию всех участников образовательного процесса. Система действенного контроля – необходимое условие управления, но контроль не должен вызывать негативных эмоций и недоверия. Наряду с различными видами внутреннего контроля, нами разработана система самоконтроля и самодиагностики, которая на наш взгляд наиболее эффективна и соответствует условиям интеграции и гуманизации.

Ожидаемыми результатами данной деятельности является:

  • формирование гуманистической среды колледжа как основного фактора формирования профессионально-нравственной культуры будущего педагога специалиста;
  • формирование концептуальной модели профессионально-нравственной культуры будущего специалиста области образования и медицины;
  • формирование психологически здорового климата в воспитательно-образовательном процессе;
  • формирование специфической системы воспитания профессионально-нравственной культуры в колледже на основе формирования профессионально-нравственного сознания, чувств, навыков и привычек профессионально-нравственного поведения;
  • создание на базе колледжа центра здоровьесберегающего пространства как условия направленного развития здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса.

А.П. ХАРЛАМОВА, директор

Фоторепортаж со 100-летия колледжа