В настоящее время происходит осмысление роли и места музеев в общественной и культурной жизни, а также возрастает значение музея как культурно-образовательного центра. Реформа образования позволила понять новое место музея в образовательной системе.

На базе колледжа в 2005 году был создан краеведческий музей «Летопись училища». Он является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса и помогает эффективно решать многие задачи по изучению истории родного края, воспитанию чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений.

Музей организует свою работу на основе текущих и перспективных планов, которые являются составной часть плана колледжа. Годовые планы конкретизируют и детализируют. Перспективный план составляется на 3-5 лет. В нем определяются общие направления работы, указываются по годам наиболее важные задаче, достижение которых требует длительного времени.

План работы музея на 2020 - 2021 учебный год

Основными разделами плана являются:

  • Цель и задачи музея на учебный год.
  • Организационная работа.
  • Поисково-собирательная работа.
  • Фондовая работа.
  • Экспозиционно-оформительская работа.
  • Экскурсионно-массовая работа.

Организационная работа

В этом разделе указываются основные организационные мероприятия: выбор совета музея, распределение обязанностей между членами совета музея, сроки проведения заседаний совета музея.

Поисково-собирательская работа

В этом разделе намечаются пути комплектования фондов в соответствии с профилем музея по его разделам. Точно определяются темы и цели сбора (что, и для какого раздела экспозиции собирать).

Фондовая работа

В этом разделе включаются мероприятия: заполнение и ведение книги учета поступлений музейных предметов, изготовление хранительного и экспозиционного оборудования (конвертов, папок, коробок для документов), отбор материалов для экспонирования. В этот раздел плана необходимо включить мероприятия по профилактике фондов (проветривание, удаление пыли и т.д.).

Экспозиционно-оформительская работа

В этом разделе плана указываются те разделы экспозиции, которые намечается пополнить новыми материалами, темы выставок стационарных и передвижных с новым материалом. Переоформление музейной экспозиции, создание новых разделов экспозиции.

Экскурсионно-массовая работа

В этом разделе указываются следующие мероприятия:

  • Разработка обзорных и тематических экскурсий, лекций, бесед, музейных уроков (с учетом возрастных особенностей);
  • Подготовка экскурсоводов, лекторов;
  • График проведения экскурсий, лекций, классных часов, музейных уроков, встреч с участниками войны, знаменитыми земляками, массовые мероприятия к знаменательным датам.

На базе музея создан Совет музея - орган студенческого самоуправления, который принимал участие в составлении годового плана работы, графика экскурсий, вёл учёт проделанной работы, работу по направлениям; актив музея- руководящее звено; профильные группы:

  • поисково - собирательная, организующая комплектование, сбор материала, организация экспедиций, походов;
  • фондовая, обеспечивающая учёт и хранение фондов;
  • экспозиционно-выставочная, занимающаяся разработкой и созданием музейных выставок, оформлением документации, альбомов и т.д.;
  • массово – просветительская - организация экскурсий, лекций, мероприятий.

Такая организация работы способствует выработке профессиональных навыков, формирует и развивает чувство ответственности, прививает навыки коллективной и индивидуальной деятельности, социальной активности.

Музей - составная часть учебного процесса колледжа, а участие в его организации, собирание и описание документов, фотографий использование его материалов в учебной работе, приучает студентов к приёмам самостоятельной работы, исследовательской работы. В этом помогает музейная педагогика, одним из направлений которой является разработка, модификация музейно-образовательных программ, проведение музейных уроков, экскурсий, лекций.

Музейные уроки способствуют формированию навыка самостоятельной работы, активизируют мыслительную деятельность, формируют познавательный интерес, носят развивающий характер.

Музейный урок предполагает общение с музейным предметом, овладение умением понимать и оценивать его значение. «Живой» показ явлений и фактов средствами музейных экспонатов особенно убеждает, особенно врезается в память, нежели сухая информация. И в этом заключается актуальность и целесообразность их разработки и проведения. Разработаны и проведены музейные уроки: «Генерал Батлук», «Боевой путь партизанки Ариды».

Одним из видов музейной технологии являются лекции - это донесение до слушателей краеведческого материала. Члены объединения «История родного края» разработали и провели лекции среди обучающихся 1-4 курсов: «Дорога в святую обитель земли Валуйской», «Выпускники колледжа - участники Великой Отечественной войны».

Важным направлением работы музея является экскурсионная деятельность. Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умение рассказать о событиях связанных с ним.

Разработаны и проводятся тематические экскурсии: «История музыкального отделения», «Колледж в 21 веке», «История пионерского отделения» и обзорные.

В ходе экскурсий обучающиеся овладевают методикой её организации и проведения, умением составлять методические разработки.

Члены объединения «История родного края» участвуют в соревнованиях, а также работают в судействе районных и областных мероприятий.

Районные соревнования «Золотая осень». 2014 год.

Районный слёт учителей. 2014 год.

Обучающиеся объединения «История родного края» постоянно участвует во всех общеколледжных, областных мероприятиях: День открытых дверей, МО, День колледжа, стажировка.

Одни из видов музейной технологии является написание исследовательских краеведческих работ. Особенность этой работы в том, что она ставит учащегося в положение исследователя. И как следствие этого участие детей в краеведческих конференциях, заседаниях НКО.

На базе колледжа проводится конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся. Лучшие работы принимают участие в областном конкурсе научно-исследовательских работ «Сохранение культурного наследия Руси на Белгородчине» (исследовательская работа Моисеевой Марины – студентки 31 группы «Роль рушника в семейно - бытовых обрядах жителей села Принцевка Валуйского района»), в областном конкурсе на лучший реферат по культуре и традициям народов России и мира (реферат Калашниковой Екатерины - студентки 42 группы «Жить в мире с собой и другими» - 2 место).