«Я профессию выбрала правильно…»

Закончился очень важный и ответственный вид производственной практики по ПМ 1. Преподавание по программам начального образования ПП.01 «Практика пробных уроков и занятий». И пусть она в нынешнем семестре прошла дистанционно, это не помешало будущим педагогам реализовать поставленные в программе практики задачи. Студенты 42 группы своевременно подготовили документацию и отчёты по результатам прохождения этой практики, успешно сдали дифференцированный зачёт.

Полные и интересные отчёты, содержащие глубокий анализ своей деятельности, представили А. Ларюкова, Е. Солодилова, М. Соловьёва, В. Шальнева, Е. Дубровская и другие. Анализ отчётов студентов показал, что практика пробных уроков и занятий оставила много позитивных впечатлений. Студенты, прежде всего, отмечали, что в процессе подготовки к урокам они сумели увидеть практическое применение теоретических знаний, полученных при изучении междисциплинарных курсов профессионального модуля, предметов общепрофессионального цикла, проверить свою подготовку к профессиональной деятельности, убедились в своих способностях планировать и конструировать учебное взаимодействие с младшими школьниками, особенно, в режиме дистанционного обучения. Как написала в своём отчёте Алевтина Ларюкова, «…эта форма взаимодействия с младшими школьниками оказалась для нас не менее интересной и познавательной. Первоклассникам тоже было непросто, так как никогда ранее они не получали знания с экрана компьютера. С учётом особенностей возраста для каждого урока готовился не только конспект, но и интерактивная презентация, с помощью которой учащиеся, если не присутствовали на уроке, могли бы получить знания самостоятельно. Мы создавали видеоролики, подбирали задания на различных обучающих платформах, интересные упражнения и физкультминутки».

За время практики выпускники освоили основные трудовые функции, предусмотренные содержанием производственной практики, и сформировали общие и профессиональные компетенции. Об этом свидетельствуют строки из отчётов практикантов: «Во время подготовки к урокам я освоила много видов деятельности, с которыми нас знакомили на теоретических и практических занятиях в колледже. Это постановка цели и задач, планируемых результатов обучения, структурирование урока с элементами образовательных технологий, установление педагогически целесообразных отношений в процессе учебного занятия», – пишет М. Соловьёва. «На практике мы проводили диагностическую работу по изучению особенностей познавательной деятельности обучающихся и учитывали эти данные в работе с ними на уроке, проводили беседы с детьми по повышению мотивации к учению», – отмечает В. Колупаева. «Я могу уверенно планировать урок и программировать задания на интерактивной доске, – отмечает П. Шевякова.

Анализируя результаты своей работы в период практики, В. Шальнева отмечает, что каждый проведенный день в школе приносил ей уверенность в своих возможностях, и это позволило ей в себя поверить. «Главной целью, которую я поставила перед собой, – пишет в отчёте студентка, – было приобретение опыта преподавания, привлечение внимания учащихся к урокам различными способами и интересными заданиями, формирование у них необходимых языковых и речевых навыков, развитие мышления, внимания и памяти, воспитание культуры общения, интереса к изучаемым темам, расширение кругозора. Поставленные цели помогли реализовать методы и приемы развивающего обучения, проблемного обучения: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, использование схем и таблиц, привлечение сведений из научно-популярной литературы».

В отчёте В. Жидкова даёт высокую оценку практике: «Она научила меня грамотно распределять время в ходе учебного процесса, организовывать работу класса, создавать условия для эффективного взаимодействия и продуктивной коммуникации с классным коллективом, творчески подходить к осуществлению процесса обучения. Самым интересным для меня было анализировать свой урок. Ведь так мы учимся находить ошибки и не совершать их в дальнейшей работе. В ходе производственной практики я осознала сложность будущей профессии, ведь педагогическая деятельность, требует от человека большой ответственности, определённых волевых качеств: выдержки, сосредоточенности и толерантности».

Студенты объективно оценивали свои достижения, анализировали недочёты, которые стали эффективными мотиваторами к дальнейшему саморазвитию, постижению новых знаний и овладению новыми умениями. Но главное, что даже читалось между строк, – это признание правильности выбора своей профессии: «Практика помогла понять теоретические и практические основы профессиональной педагогической деятельности, осознать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Производственная практика помогла мне утвердиться в правильности выбора профессии и показала необходимость обратить больше внимания на теоретическую и методическую подготовку» (Ж. Борисова). «Производственная практика помогла провести отличную работу над личными ошибками в учебной деятельности, я убедился, что я выбрал действительно важную и правильную профессию» (А. Рыкусов).

Наталья Гуженкова пишет, что производственная практика «…показала, как грамотно выстроенный урок с помощью правильно отобранных методов и приёмов позволяет добиться поставленной цели, а ещё убедила, что я правильно выбрала свою профессию». Екатерине Солодиловой практика помогла понять необходимость учительской работы для воспитания и обучения детей, важность для общества выбранной профессии, а Елене Дубровской позволила взглянуть по-новому на свою профессию, выявить свои недостатки и сильные стороны, научиться чем-то новому.

Все практиканты в своих отчётах выражали благодарность своим методистам, учителям начальных классов, которые всегда готовы работать столько, сколько было нужно студенту для конструирования и создания хорошего урока, подготовки методического его сопровождения. «Без их поддержки и помощи мы бы не научились своему учительскому делу», – пишет А. Ларюкова.

Итоги подведены, результаты проанализированы. Впереди – преддипломная практика. Будущие педагоги получили хорошую подготовку к ней в процессе завершённого вида производственной практики «Пробные уроки и занятия в школе». Методисты уверены, что выпускники успешно решат поставленные задачи и в этот ответственный период профессиональной подготовки.

Подготовка и проведение уроков в период практики пробных уроков В. Колупаевой и П. Шевяковой
Подготовка и проведение уроков в период практики пробных уроков В. Колупаевой и П. Шевяковой
Подготовка и проведение уроков в период практики пробных уроков В. Колупаевой и П. Шевяковой
Подготовка и проведение уроков в период практики пробных уроков В. Колупаевой и П. Шевяковой
В. Шальнева осваивает дистанционное обучение на платформе «Сферум» под руководством методиста Н.С. Клемешовой.

Н.Д. Елдынова, руководитель практики