Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому преподавателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Для опытного педагога наставничество является эффективным способом повышения своей собственной квалификации, освоения инновационного содержания деятельности и выхода на новый, более высокий уровень профессиональной компетенции. Для молодых педагогических кадров наставничество позволяет не только оказывать им поддержку в процессе профессиональной адаптации, но и в целом способствует развитию карьеры педагога. Этот приоритет отмечен и за рубежом, где наставничество определено как существенная помощь работникам организации, которые нуждаются в развитии, в виденье будущих возможностей и открытии перспектив.

Как результат такой формы сотрудничества молодого преподавателя Моисеевой Марины Сергеевны и её наставника Н.Д. Елдыновой, было проведено открытое учебное занятие по дисциплине МДК. 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности в 35 группе по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. Содержание темы занятия «Формы, методы, приёмы и средства организации педагогической деятельности с детьми и подростками по общеинтеллектуальному развитию в условиях учреждения дополнительного образования» было раскрыто в форме интерактивной лекции. Выбор такого вида занятия оправдана тем, что студенты уже имеют теоретическую основу общепедагогических знаний по данной проблеме из курса педагогики, следовательно, новизна учебного материала состоит только в специфике условий применения форм, методов, приёмов и средств организации педагогической деятельности с детьми и подростками по общеинтеллектуальному развитию в условиях учреждения дополнительного образования.

При подготовке к занятию Марина Сергеевна изучила предложенный наставником теоретический материал о формах и видах лекционных занятий. Ею была изучена методика проведения интерактивной лекции, и с учётом особенностей студенческой группы, уровня познавательной активности и теоретической подготовки обучающихся Марина Сергеевна разработала развёрнутую технологическую карту учебного занятия, подготовила дидактическое обеспечение деятельности студентов: необходимый раздаточный материал (оценочные индивидуальные листы, опорные тексты, примеры интеллектуальных заданий), презентации, видеофрагмент, задания на интерактивной доске, электронную программу контроля и оценки усвоения учебного материала, которую применили студенты с помощью индивидуальных планшетов.

На занятии молодой педагог учила студентов приёмам графического отображения информации. На различных этапах интерактивной лекции студенты составляли кластеры, интеллект-карты, строили денотатный граф, затем с помощью документ-камеры представляли свои работы и по ним воспроизводили содержание вопроса. Такие способы обработки информации способствуют развитию у будущих специалистов общих и профессиональных компетенций. Контроль знаний показал результативность работы студентов и преподавателя. Нужно отметить, что при подготовке к занятию Марина Сергеевна Моисеева проявила самостоятельность в подборе лекционного материала, его обработке, выборе методических приёмов и средств. Занятие проходило на базе мастерской «Преподавание в начальных классах», где молодой преподаватель продемонстрировала высокий уровень владения мультимедийными средствами обучения, интерактивным оборудованием.

Присутствующие на занятии заместитель директора по учебно-методической работе В.В. Гацуцын, молодые преподаватели в анализе лекции отметили, что Марина Сергеевна владеет методикой проведения интерактивной лекции, использовала разные виды интеракции, что обеспечило активность студентов на занятии и продуктивность работы. Это свидетельствует об успешности процесса адаптации молодого преподавателя и его профессиональном росте.

Отрадно отметить, что Моисеева М.С., как молодой преподаватель, имеет большой потенциал развития и совершенствования, а наставничество создаёт психологические и методические условия для этого развития, стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации.

Н.Д. Елдынова, преподаватель, наставник